Новое направление складской логистики: объекты категории Light Industrial
В современной складской логистике на смену крупным комплексам, терминалам категории «А», постепенно приходят небольшие объекты от 100 до 2,5 тыс. кв. м, так называемые склады Light Industrial. Эра больших объектов длилась на протяжении последних 10-15 лет. Именно в это время среди строящихся складов преобладали крупные терминалы.
В настоящее время тенденции изменились, и причиной стали существенные перемены в схемах логистики. Размеры товарных партий уменьшаются и, соответственно, для их доставки требуется всё большее количество сборных грузов и небольшого коммерческого транспорта.
Если взять в качестве примера европейские страны, то почти 50% складской логистики построено именно по этому принципу – малые объекты для небольших товарных партий. Если же брать Россию, то большая часть имеющихся объектов, подпадающих под данные требования, построена ещё в советские времена. Так, в Екатеринбурге из складов, которые можно отнести к категории Light Industrial, порядка 90% возведены ещё во времена СССР. Далеко не всех арендаторов устраивает их состояние. По прогнозам экспертов, когда большая часть имеющихся объектов окончательно устареет и физически, и морально, начнется резкий рост спроса на данную категорию складов – сравнительно малые по площади, но технологичные помещения, а также быстровозводимые конструкции.
Если взять некоторые экспертные оценки, то общая складская площадь объектов данного формата в масштабе страны составляет порядка 5 млн. кв. м. В процентном соотношении это 25% рынка. Для сравнения, в Германии этот показатель составляет 75%.
Поэтому бум строительства малых складов ещё впереди и многим компаниям предстоит освоить особенности возведения данных объектов. Прогнозируется, что данный сегмент будет развиваться преимущественно в сторону продаж, а не аренды. Наибольшим же спросом формат небольших складов будет пользоваться у компаний-поставщиков, которые децентрализуют логистику в Москве.
Что же касается дальнейшего строительства складов категории «А», то востребованы они будут среди крупных поставщиков, федеральных сетей. Строиться они будут в тех городах, где нет представительств той или иной сети, затем постепенно формат начнет уменьшаться.